1
ИЗУЧЕНИЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Темы и лексика
• Изучение испанского языка
• Трудности изучения
• Разговорный язык

Коммуникативные цели
• Описать трудности изучения
• Выразить эмпатию
• Исправить информацию, заменяя ее на другую или поясняя ее
• Предложить и намекнуть
• Посоветовать
• Выразить удивление и сказать, что что-либо кажется странным
• Попытаться убедить
• Попросить подтверждение
• Принять к рассмотрению исковое заявление

ГРАММАТИКА
• Формы и использование сослагательного наклонения (Subjuntivo) в настоящем времени (повторение)
• «Дело не в том, что» (No es que) + subjuntivo, «тогда / дело в том, что / что происходит, так это» (sino que / es que / lo que pasa es que) + изъявительное наклонение (indicativo)
• «Я тебе предлагаю / подсказываю / советую / рекомендую / лучше» (Te propongo / te sugiero / te aconsejo / te recomiendo / lo mejor es + que) + настоящее время subjuntivo
• «Если бы я был на твоем месте …» (Si yo fuera tú, / yo que tú) + условное наклонение (condicional simple)

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Советы для наилучшего изучения
• Догадаться о значении слова

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Joan Manuel Serrat
• Песня «Сегодня может быть великий день»
(Hoy puede ser un gran día)

2
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Темы и лексика
• Свободное время
• Кино. Жанры кино
• Сальса

Коммуникативные цели
• Предложить и подсказать
• Принять приглашение
• Договориться о встрече
• Предоставить выбор собеседнику
• Выдвинуть условия для выполнения чего-либо
• Оценить и описать фильм
• Рассказать о теме и сюжете фильма
• Проверить знает ли человек что-либо
• Выразить удивление по поводу какой-либо информации
• Порекомендовать что-либо

ГРАММАТИКА
• «Как ты смотришь на то, чтобы … ?» (¿Te parece / te va bien + que) + настоящее время subjuntivo
• «Предлагать» (Proponer) + инфинитив; «Если хочешь, можем / могли бы…» (Si te parece bien, podemos/podríamos…)
• «Стоит что-либо сделать» (Merece la pena) + инфинитив – Merece la pena que + subjuntivo
• (Предлог) + El/la/los/las/lo que + настоящее время subjuntivo глаголов «хотеть / желать / предпочитать» (querer / desear / preferir…)
• «Как / когда / где / куда » (Como / cuando / donde / adonde) + настоящее время subjuntivo
• «Моя единственное условие – это» (La única condición que pongo es que) + настоящее время subjuntivo
• «Быть» (Ser–estar): случаи употребления

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Сократить время для подготовки того, что вы хотите сказать
• Стратегии общения

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Происхождение сальсы
• Песня «Juan Pachanga»

3
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Темы и лексика
• Условия жизни
• Качество жизни
• Характер

Коммуникативные цели
• Выразить нереальные условия в настоящем времени, и рассказать об их последствиях
• Выразить маловероятные условия в настоящем времени, и рассказать об их последствиях
• Выразить желание, которое невозможно исполнить, или возможно, но с очень малой долей вероятности
• Описать характер человека
• Выразить уверенность и очевидный факт
• Выразить неуверенность и указать на спорный момент
• Выразить согласие
• Выразить несогласие
• Выразить удивление и сказать, что что-то кажется странным
• Поговорить об изменении привычек

ГРАММАТИКА
• Время Pretérito imperfecto de subjuntivo
• «Если» (Si) + pretérito imperfecto de subjuntivo, + condicional simple
• «(Мне), мне бы хотелось, чтобы» ((A mí) Me gustaría/encantaría que) + pretérito imperfecto de subjuntivo
• «Быть полностью уверенным, убежденным, что» (Estar (absolutamente / del todo seguro/convencido de que) + indicativo
• «Несомненно, что / ясно, что» (No hay duda de que / está/tengo claro que) + indicativo
• «Очевидно, что» (Es evidente/obvio que) + indicativo, «Ясно, что» (Evidentemente) + indicativo
• «Иметь впечатление / ощущение, что» (Tener la impresión/sensación de + que) + indicativo
• «Я полагаю / я бы сказал, что» ((Me) Imagino / (yo) diría + que) + indicativo
• «Правда / точно / очевидно, что» (Es verdad / cierto / evidente + que) + indicativo
• «Выбрать / увлечься / склоняться / привыкнуть» (Optar por, dar por, tender a, habituarse a)
• Выражения с использованием различных глаголов: «идти / заканчивать / прекращать» (ir / terminar / acabar) + герундий, «прекращать» (dejar de) + инфинитив, …

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Техники запоминания

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Современная жизнь в качество жизни в Испании

4
ЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ

Темы и лексика

Коммуникативные цели
• Выразить мнение и аргументировать
• Поговорить о проблемах современности
• Выразить согласие
• Выразить несогласие
• Привести контраргумент
• Добавить негативную информацию
• Оценить поступки и ситуации
• Подсказать решения
• Сказать о том, что надо обязательно / необходимо сделать

ГРАММАТИКА
• «Думаю / считаю / вижу / сказал бы, что» ((Yo) Opino / considero / veo / diría que) + indicativo – «Я не думаю / не считаю / не вижу, что…» ((Yo) No opino / no considero / no veo /… + que) + subjuntivo
• «Возможно ты прав, но… / может быть и так, но…» (Puede que tengas razón, pero… / puede que sí, pero… )
• «Несомненно…» (No dudo (de) que )+ subjuntivo, «Несмотря на то, что…» (no obstante) + indicativo
• «Я думаю, что так / мне кажется, что здесь ошибка…» (A mí me parece bien / un error / … + que) + subjuntivo
• «Важно / стыдно, что…» (Es importante / una vergüenza / … + que) + subjuntivo
• «Хорошо /плохо/ гениально / феноменально / ужасно, что…» (Estar bien / mal / genial / fenomenal / fatal que) + subjuntivo
• Время Pretérito perfecto de subjuntivo
• «Надо бы / было бы хорошо / было бы неплохо» (Habría que + infinitivo, Estaría bien que / no estaría mal que) + pretérito imperfecto de subjuntivo
• «Крайне необходимо / необходимо / нужно, чтобы» (Es imprescindible / indispensable que + subjuntivo, hace falta que) + subjuntivo
• Выражения с глаголами: «быть обязанным / добиваться / начинать / начать / иметь обыкновение / добиваться» (haber de / venir a / ponerse a / echarse a / soler / llegar a) + инфинитив, «находиться в процессе выполнения чего-либо» (andar) + герундий

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Техники для улучшения навыков разговорной речи

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Песня «Приступ смеха» (Ataque de risa)

5
ЧУВСТВА

Темы и лексика
• Важные события в жизни человека
• Чувства

Коммуникативные цели
• Выразить радость или удовлетворение
• Выразить боль, жалость или грусть и указать причину
• Выразить безразличие
• Поблагодарить
• Выразить удивление и беспокойство, сказать, что что-либо кажется странным и указать причину
• Выдвинуть гипотезу, касаемо прошлого
• Выразить надежду
• Успокоить и приободрить

ГРАММАТИКА
• «Как хорошо, что !» (¡Qué bien que) + subjuntivo!, «Рад, что» (Me alegro de que) + subjuntivo
• «Рад / доволен тем, что» (Estoy contento / encantado de que) + subjuntivo
• «Чувствую себя очень счастливым / довольным / удовлетворенным от того, что» (Me siento muy feliz /contento / satisfecho de que) + subjuntivo
• «Как жаль, что» (¡Qué pena / lástima que) + subjuntivo!, «Мне жаль, что» (Me da pena / lástima que) + subjuntivo, «Жаль, что» (Es una pena / lástima que) + subjuntivo
• «Мне досадно / обидно, что» (Siento / lamento que) + subjuntivo
• «Мне больно / мне не нравится, что» (Me duele / disgusta que) + subjuntivo
• «Так что» (Con lo que) + indicativo, «Таким» (Con lo) + прилагательное / наречие + que + indicativo
• «С» (Con) el / la / los / las + существительное + que + indicativo
• «Мне все равно, что» (Me da igual / lo mismo + que) + subjuntivo, «Мне нет дела до того, что» (No me importa (nada) que) + subjuntivo
• «Как я тебе благодарен за то, что» (¡Cómo / cuánto te agradezco que) + subjuntivo!
• «Меня удивляет / мне кажется странным, что» (Me sorprende / extraña que) + subjuntivo, «Какая редкость / как странно, что» (¡Qué raro / extraño que) + subjuntivo! «Если» (Si) + indicativo
• Будущее время Futuro compuesto и условное наклонение condicional compuesto
• Фразы в изъявительном и сослагательном наклонениях, используемые для выражения гипотезы
• «Надеюсь / надеемся, что» (Espero/esperemos que) + subjuntivo, «лишь бы» (Ojalá (que)) + subjuntivo
• Глаголы с предлогом: «смириться с, постыдиться…» (resignarse a, avergonzarse de, …)

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Оценивание процесса изучения

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Испанский писатель Manuel Vicent

6
ЭКОЛОГИЯ

Темы и лексика
• Экология

Коммуникативные цели
• Поговорить о проблемах экологии
• Выразить беспокойство
• Посоветовать
• Подсказать способы решения проблемы
• Упорядочить информацию / привести в порядок идеи
• Выразить причину и следствие
• Добавить, сопоставить идеи или возразить
• Кратко изложить информацию или сделать заключение

ГРАММАТИКА
• «Меня беспокоит» ((A mí) Me preocupa que) + subjuntivo
• Суффиксы. Образование существительных от глаголов.
• «Я бы предложил, чтобы» (Yo propondría que) + pretérito imperfecto de subjuntivo
• Отрицательная и утвердительная формы повелительного наклонения.
• Речь. Слова-связки, используемые для того, чтобы организовать, упорядочить или сопоставить идеи, указать причинные связи, последовательность. Выражения, используемые для добавления информации, для того, чтобы кратко изложить что-либо или сделать вывод

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Техники для развития навыков письменной речи

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Амазония

7
РЕКЛАМА

Темы и лексика
• Реклама

Коммуникативные цели
• Рассказать о цели
• Понять и составить объявления
• Выразить мнение
• Подчеркнуть или уточнить что-либо
• Уточнить информацию
• Переформулировать что-либо, поясняя или внося изменения

ГРАММАТИКА
• «Чтобы / c целью / целью…является…» (Para / con el objeto de / el objetivo de… es + que) + subjuntivo
• Страдательный залог
• Отрицательная и утвердительная форма глаголов в повелительном наклонении с местоимениями в функции прямого и косвенного дополнений
• Предлоги « через и для » (por и para)
• Выражение мнения
• Слова-связки: « именно / фактически / на самом деле / то есть / иными словами / лучше сказать » (precisamente, de hecho, en realidad, es decir (que), o sea (que), mejor dicho,…)

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Стратегии общения, применяемые при участии в дискуссиях, где надо: выступить, попросить разъяснить что-либо и пояснить самому, перебить или не дать слово кому-либо

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Латиноамериканское качественное кино

8
СМИ

Темы и лексика
• СМИ

Коммуникативные цели
• Выразить возможность
• Рассказать, с чем мы что-либо связываем
• Рассказать о прошедших событиях
• Составить сообщения
• Передать кому-либо чьи-либо слова
• Рассказать о чьих-либо советах, предложениях, просьбах и приказах
• Высказать мнение и обсудить что-либо

ГРАММАТИКА
• «Нужно что-либо сделать (возможность)» (Deber de / tener que (posibilidad))
• Препозиция прямого дополнения
• Придаточные времени: слова-связки
• Прошедшие времена
• Использование времен в косвенной речи в изъявительном и сослагательном наклонениях
• Выражение мнения, согласия и несогласия

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• СМИ для изучения испанского языка

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Рассказ Mario Benedetti

9
ХАРАКТЕР И ЧУВСТВА

Темы и лексика
• Характер
• Личные отношения
• Чувства

Коммуникативные цели
• Выразить симпатию
• Описать характер человека
• Рассказать о том, какое впечатление на нас произвел человек
• Рассказать о последствиях
• Рассказать о вкусах
• Выразить неприязнь
• Выразить удовольствие
• Выразить отвращение
• Рассказать об изменениях, произошедших в человеке

ГРАММАТИКА
• «Нравиться» (gustar) («Ты мне очень нравишься. Я тебе нравлюсь?» (Me gustas mucho, ¿Te gusto?))
• Суффиксы: образование антонимов. Суффиксы: образование существительных
• «Считать кого-либо каким-либо…» (Tener (a alguien) por) + прилагательное
• Место прилагательного во фразе: «большой, уникальный…» (gran(de), único, …)
• Придаточные следствия
• «Мне нравится / меня приводит в восторг / меня радует, что…» (Me encanta/fascina/ilusiona/… + que) + subjuntivo
• «Ненавижу / мне претит / меня ужасает, что…» (Detesto / odio / me da asco / me horroriza /… + que) + subjuntivo
• «Меня забавляет, что» (Me divierte que) + subjuntivo, «Как забавно, что» (¡Qué divertido que) + subjuntivo!
• «Мне надоедает то, что» (Me aburre que) + subjuntivo, «Как скучно, что… !» (¡Qué aburrido que) + subjuntivo!
• «Нет никого, кто» (No hay nadie que / quien) + subjuntivo
• Глагол « становиться» (volverse, hacerse, llegar a ser, convertirse en, …)

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Повторять пройденное и практиковаться вне занятия

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Встреча с испанским психиатром

10
ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ

Темы и лексика
• Физическое и душевное состояние
• Чувства
• Стресс

Коммуникативные цели
• Рассказать о физическом и душевном состоянии
• Рассказать о чувствах
• Поговорить об изменении душевного состояния
• Выразить чувство нервозности, раздражения, радости, грусти, стыда и страха
• Описать внешность человека

ГРАММАТИКА
• Выражения с глаголом «быть» (estar) + предлог + существительное («быть по вкусу» (Estar a gusto))
• Прилагательные, образованные от глаголов («беспокойный» (Preocupante))
• «Быть / оказаться» (Ser/resultar) + прилагательное + que + subjuntivo
• «Быть / чувствовать себя / пребывать» (Estar / sentirse / encontrarse) + причастие
• Прилагательные с 2 глаголами «быть» (ser и estar): различное значение («умный, готовый» (Listo))
• «Меня нервирует / приводит в ярость / огорчает то, что» (Me pone / puso nervioso / furioso / triste/… + que) + subjuntivo
• «Меня привело в бешенство / меня радовало» (Me dio rabia / Me hizo ilusión que) + subjuntivo
• Изменения внешности человека: глаголы «становиться, оставаться, получаться» (dejarse, hacerse, quedarse, salir)

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Избежать стресса во время обучения

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Кумбия
• Песня «Меня зовут Кумбия» ( Yo me llamo Cumbia)

11
В ОТПУСКЕ

Темы и лексика
• Достопримечательности
• Географическое описание
• В отпуске
• Жалобы и иски

Коммуникативные цели
• Выразить предпочтение
• Рассказать об обстоятельствах
• Рассказать о необходимых условиях
• Рассказать, почему что-то делается
• Рассказать о пожеланиях, исполнение которых маловероятно или невозможно
• Подать жалобу или предъявить претензии;
• Попросить прощения
• Составить жалобу

ГРАММАТИКА
• Относительные придаточные с предлогом: «ищу место, в котором» (Busco un sitio en el que / cual +) subjuntivo
• Условные придаточные. Слова-связки: «если только, в том случае, если / при условии, что / кроме того, что / если только / если/ если не…» (siempre que, siempre y cuando, con tal de que, excepto que, salvo que / si, a no ser que,…)
• «Мне бы хотелось, чтобы…» (Me gustaría que + pretérito imperfecto de subjuntivo), « лишь бы… » (¡Ojalá (que)) + pretérito imperfecto de subjuntivo!
• «Не может быть / несерьезно» (No puede ser / es una falta de seriedad + que) + subjuntivo
• «Чувствовать / жалеть / прощать / умолять» (Sentir / lamentar / perdonar / rogar + que +) subjuntivo

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Открываем для себя на занятии положительные стратегии обучения

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Остров Pascua

12
ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ И ПОСТУПКИ

Темы и лексика
• Успех
• Важные решения в жизни

Коммуникативные цели
• Описать невыполнимые условия и их последствия
• Рассказать о помехах
• Выразить бессознательность / непроизвольность
• Выразить сожаление
• Упрекнуть в чем-либо
• Выразить разочарование
• Возразить сказанному

ГРАММАТИКА
• Время Pretérito pluscuamperfecto de subjuntivo
• «Если» (Si) + pretérito pluscuamperfecto de subjuntivo, + condicional compuesto/simple
• «Глаголы «забывать, падать, ломать» в прошедшем времени с использованием различных местоимений (Se me / te / le / nos / os / les olvidó / cayó / rompieron/…)
• «(Не) надо бы » ((No) Tendría que / (no) debería) + haber + причастие
• «Если вместо того, чтобы» (Si en vez/lugar de) + инфинитив + pretérito pluscuamperfecto de subjuntivo, + condicional compuesto/simple
• Придаточные уступки: «хотя, несмотря на то, что, сколько бы ни, как бы ни, ??», a pesar de (que), y eso que, por más / mucho que, «даже если…то»

СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ И ОБЩЕНИИ
• Разрешить проблемы, связанные с обучением

ИСПАНИЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
• Mario Vargas Llosa